Блеск и нищета хищнической жизни

4 октября 2019

15 сентября в БКЗ «Космос» состоялся показ музыкально-драматического спектакля «Хищники» по повести Антона Павловича Чехова «Драма на охоте». Это произведение часто остается в тени других чеховских творений – оно отсутствует в школьной программе, его редко адаптируют для театра, и даже сам Антон Павлович не включил «Драму на охоте» в собрание сочинений. Зрителю, впрочем, этот сюжет может быть знаком по фильму Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» с Галиной Беляевой и Олегом Янковским в главных ролях.

«Хищники» – название чрезвычайно удачное. Спектакль действительно о хищниках, что вышли на охоту и загоняют дичь. На первый взгляд может показаться, что жертва – главная героиня Оленька Скворцова, а охотники – мужчины, окружающие её: граф Карнеев, следователь Зиновьев и даже (бог бы с ним!) старик Урбенин, но так ли всё просто на самом деле? Или здесь нет охотников и жертв, а есть лишь хищники, поддающиеся низменным инстинктам, желающие поскорее ухватить дичь?

События в повести изложены от лица судебного следователя Зиновьева, он – основной двигатель сюжета. Неслучайно в начале спектакля именно Сергей Зиновьев поет лермонтовское «И скучно и грустно» гимн главных персонажей чеховской драмы, людей, умирающих от скуки. Зиновьев в исполнении Дмитрия Ермака страстен; он переполнен энергией, но не знает, куда её применить. Он уважаем в обществе и ограничен тесными рамками, за которые безуспешно пытается вырваться. Больше всего на свете он жаждет свободы, и единственные постоянные отношения в его жизни – связь с цыганкой Тиной (роль исполняет Любовь Тихомирова). Второстепенный персонаж в чеховской повести, в «Хищниках» Тина играет значимую роль – воплощение «вольной волюшки», голос свободы, а порой и совести Зиновьева, она приходит и уходит, когда хочет. При взгляде на неё отчетливо вспоминается цыганка из мюзикла «Граф Орлов» Московского театра оперетты – тоже своего рода воплощение совести главного героя – особенно когда Тина говорит Зиновьеву «Погубишь ты её»…

Граф Карнеев у Чехова – это безвольный, апатичный человек, ломающий чужие жизни без злого умысла. Карнеев в исполнении Игоря Балалаева не создает впечатление вялого человека – он скорее игрок, решивший поразвлечься. Как и Зиновьева, графа мучает скука – но если Зиновьев переполнен энергией, то граф ищет эту энергию извне. Он сетует на здоровье и при этом не собирается избавляться от вредных привычек, находя в них спасение от скуки. В начале спектакля он выясняет у служанки, не появилось ли новых девушек в поместье за время его отсутствия; граф не испытывает сильных чувств, но нуждается в новых впечатлениях и эмоциональной встряске, которую вскоре обеспечивает встреча с Оленькой.

Оленька Скворцова... Девушка в красном, лесная наяда, мечтающая умереть в грозу в лучшем и самом модном платье, так, чтобы «смотрели все»…Предмет страсти Зиновьева, что-то новенькое и свежее – для графа. В образе Аси Будриной нет той трогательной детской наивности, что была у Галины Беляевой, но нужна ли она? Жертва Оля или все-таки хищница, как и все остальные? Жертва скучающих мужчин и хищница, которая мечтает вырваться из плена бедной жизни, носить красивые платья и блистать на светских раутах… И неважно, какой ценой.

Оленька мечтала, чтобы гроза убила её. И гроза действительно убила – только она была отнюдь не «небесным электричеством».

Кто точно вызывает жалость, так это старик Урбенин (роль исполняет Александр Пашутин). Несмотря на то, что жениться на Ольге его подговаривают граф и Зиновьев, Урбенин искренне любит свою юную невесту, хоть и относится к ней, по-видимому, как к чуду, к далекой звезде (недаром Пашутин в спектакле исполняет романс «Гори, гори, моя звезда»).

Москва спектакль «Хищники» БКЗ Космос фото

Это спектакль о скуке. О всепожирающей, всепоглощающей скуке, заставляющей людей играть чужими чувствами в надежде хоть как-то развлечься. Граф и Зиновьев – уважаемые люди, но богатство и внешний лоск вовсе не свидетельствует об их порядочности; это хищники, без жалости ломающие чужие судьбы.

Проект не может похвастаться богатством декораций – всё действие разворачивается между колоннадами, символизирующими то церковь, то дом Зиновьева, то поместье графа Карнеева. Костюмы образца XIX века сделаны с большим искусством и детализацией; даже ружье, по-чеховски выстреливающее в конце – это настоящее бельгийское ружье XIX века.

«Хищников» сложно назвать мюзиклом – во всяком случае, это не то, что мы подразумеваем под мюзиклом, имея в виду бродвейские шоу. Это драматический спектакль, где переходом между сценами являются старинные русские романсы, положенные на музыку М. Глинки, А. Рубинштейна, А. Гурилева и других известных композиторов. Музыка дополняет драматическое действо, но весь упор делается на взаимодействие между актерами. Их всего шесть, и история каждого раскрывается вполне.

К тексту Чехова подошли очень аккуратно, и герои «Хищников» говорят чеховскими словами, соблюдая мелодику чеховской речи. Это добротный музыкально-драматический спектакль, хорошо адаптирующий чеховскую драму для театра.

Итак, «Хищники» вырвались на свободу… И они найдут свою жертву среди зрителей.

Не пропустите
© 2002-2024 Все права и материалы принадлежат «КИНОАФИША» Копирование информации только с письменного разрешения редакции. 18+