"Эраст Фандорин": удачный детектив для театральной публики
Впервые на сцене РАМТа «Эраст Фандорин» был представлен в 2002 году. А в марте 2017 года состоялась премьера новой версии спектакля с изменившимся актерским составом. Самой значительной трансформацией стала смена исполнителя главной роли – Петр Красилов передал «жребий» Михаилу Шкловскому.
Перед зрителем разворачивается не просто детективная история, а настоящий остросюжетный блокбастер со всеми обязательными компонентами: выстрелы, дым, огонь, масштабные декорации, соответствующее звуковое оформление и крутые повороты сюжета. Здесь же - борьба умов исключительных персонажей.
Действие разворачивается в 1876 году в Москве. В Александровском саду застрелился зажиточный молодой человек, Петр Кокорин. Он оставил предсмертную записку и завещал все свое имущество некой баронессе Эстер, держательнице экстерната. Поступок Кокорина главный герой, Эраст Фандорин, находит странным и даже таинственным. Фандорин начинает разбираться, как все было на самом деле.
Кто такой Фандорин? Он - студент, еще наивный, но любознательный, обладающий пытливым умом и пылкостью. Молодой человек, помимо прочего, обладает проницательностью и интуицией. Несмотря на то, что другие герои сначала относятся к начинающему детективу с недоверием («Все у вас в голове тайны какие-то», - говорил Ксаверий Грушин, следственный пристав), Фандорин не прекращает расследование. Более того, он раскрывает мучающую его тайну и добивается справедливости, хотя путь расследования запутан и сложен.
Роль Фандорина требует от своего исполнителя большой пластичности – герой перемещается в пространстве, имитирует бег, преодолевает препятствия, он полон энергии и задора, присущего молодым детективам. Эти приемы делают Фандорина более витальным, похожим на самого зрителя.
Танцам и движению отводится в спектакле особое место. Сцена, в которой герой, пританцовывая, напевает: «В такую шальную погоду/ Нельзя доверяться волкам», придает сюжету нужную динамику. Это в хорошем смысле поражает зрителя и позволяет взглянуть на Эраста с новой стороны. Если до этого момента мы видим молодого детектива взбалмошным, торопливым, по-юношески нескладным, то в этой сцене он выглядит свободным в своих движениях, уверенным и одновременно спокойным, взрослым и собранным.
Помимо Эраста, посредством движений выражаются и другие персонажи. У каждой группы героев есть свой индивидуальный стиль пластического поведения. Это делает происходящее на сцене визуально целостным и продуманным, а образы героев - более яркими и выразительными.
Один из самых зрелищных моментов - «сон» Фандорина, случившийся с ним наяву. Визуальная составляющая проработана искусно: сцена как бы поделена на две части, в одной - кровать со спящим героем, в другой - уже «покойная» героиня, стоящая в белом платье, словно призрак. Зритель, как и герой, до последнего не осознает, что перед ним: сон или все-таки реальность. Отсюда ощущение просмотра кинокартины. Такой эффект придает постановке новизну и эффектность.
Казалось бы, на сцене рассказывается серьезная и даже печальная история. Но общая атмосфера не гнетущая и послевкусие от просмотра отнюдь не горькое. Череда убийств разбавлена юмором, танцами, любовной линией. Это снижает общую напряжённость, присущую всем детективам в силу специфики жанра.
Спектакль смотрится на одном дыхании, несмотря на продолжительность (3 часа 20 минут). Все сцены органично встроены в общую канву повествования. Цепляют взгляд (как искушенной театральной публики, так и неопытного зрителя) тщательно продуманные детали, что еще раз подчеркивает качественность постановки. Так, например, в финальной сцене мы видим Эраста постаревшим, о чем говорит проглядывающая седина. А после нахождения в водоеме герой вылезает промокшим насквозь и правдоподобно озябшим.
Костюмы героев, хорошо передающие колорит того времени, не претерпевшие изменений книжные диалоги и отсутствие пафоса – настоящее украшение спектакля. За приключением Фандорина любопытно наблюдать, даже будучи очень далеким от детективов, что делает спектакль универсальным.
Словом, «Эраст Фандорин» - абсолютно зрелая, мастерски простроенная постановка. Она цепляет с самого начала и не отпускает даже после просмотра. Квинтэссенция сатиры, драмы, триллера и экшна – невероятная сила, сражающая все и всех на своем пути. Сражающая в самом лучшем смысле.