Где искать «Синюю Птицу»? В МХАТ им. М. Горького – премьера реконструкции спектакля-долгожителя.
2 ноября в МХАТ им. М. Горького состоялась премьера реконструкции одного из самых знаковых спектаклей театра – «Синяя птица» по пьесе бельгийского драматурга Мориса Метерлинка.
Спектакль «Синяя птица» – единственная в мире сохранившаяся постановка Станиславского. Режиссерские партитуры – сценическая, световая, музыкальная, –передавались из поколения в поколение, актерское мастерство – буквально по наследству, в спектакле с более чем вековой историей заняты целые актерские династии. Сами актеры МХАТа считают этот спектакль культурным кодом своего легендарного театра.
«Синяя Птица» Метерлинка – возможно, самая мощная философская притча о поисках счастья ХХ века, рассказанная в форме мистерии-сказки. Глубокие смыслы, умноженные на потрясающую фантазию автора, превратились в историю необычайной выразительности и красоты. В талантливом и зрелищном исполнении на сцене она не могла не стать сенсацией.
Станиславский, в соавторстве с художником спектакля Владимиром Егоровым, художником по свету Леопольдом Сулержицким и композитором Ильей Сацем, нашел такие технические решения и такие выразительные средства, что потрясенный автор, не веривший в сценичность своих произведений, после премьеры писал основателю МХТ: «Я знал, что обязан Вам многим, но не предполагал, что обязан Вам всем. И мне остается одно: склониться до земли перед самым чистым и самым великим художником театра нашего времени».
Премьера первой версии спектакля прошла 13 октября 1908 года, перевернув все представления зрителей о возможностях театра. Спектакль стал самой революционной, высокотехнологичной и дорогостоящей постановкой своего времени.
Но время шло, и за 111 лет непрерывного пребывания на сцене спектакль претерпел много редакций. Из «взрослого» четырехчасового спектакля с двумя антрактами и двумя полуантрактами в начале пути, к середине 1920-х спектакль был адаптирован под детскую аудиторию и сокращен до классического хронометража – два часа с одним антрактом.
Мир менялся, в постановке расставлялись новые акценты, трансформировались и исчезали костюмы и декорации, становился условным грим. Спектакль, бывший некогда жемчужиной русской и мировой сцены, терял свою неповторимую энергию. Спасти шедевр, отчаянно нуждавшийся в реставрации, взялись художественный руководитель МХАТ им. М.Горького Эдуард Бояков и заслуженная артистка России Наталья Пирогова, ставшие режиссерами реконструкции спектакля.
В команде с исследователем-реконструктором Юлианой Бачмановой, художниками реконструкции спектакля Екатериной Кузнецовой и Еленой Зыковой, создатели новой версии «Синей птицы» погрузились в репетиционные дневники, письма, рисунки и аудиозаписи, и с помощью доступных средств попытались максимально приблизить спектакль к идейному замыслу Станиславского.
Зрителя встречает роскошный черный занавес с сияющими облаками и звездами, созданный в 1970-х Татьяной Серебряковой, дочерью знаменитой художницы Зинаиды Серебряковой, в оригинальной эстетике спектакля.
Начало сказочной феерии разворачивается в Рождественскую ночь в детской спальне в доме Дровосека. Его дети, Тильтиль и Митиль, просыпаются от праздничного шума и наблюдают из окна, как веселятся их богатые и довольные сверстники в доме напротив.
Чудеса начинаются с появлением соседки Берлинго (она же Фея Берилюна). Она просит детей отыскать для внучки Синюю Птицу Счастья, которая сделает девочку здоровой и счастливой. Дети согласны помочь, но не знают, где и как искать Птицу Счастья. Тогда соседка Берлинго превращается в прекрасную Фею и снабжает Тильтиля шапочкой с волшебным алмазом, способным переносить детей в пространстве и времени.
Начинается длинное путешествие маленьких героев за счастьем, в котором их будут сопровождать ожившие души продуктов (Хлеба, Молока, Сахара), стихий (Огня, Воды, Света) и домашних животных (Кота и Пса), наделенные определенными чертами характера. В этом путешествии героям предстоит сделать много важных открытий о природе вещей.
Окажется, что Синяя Птица – не просто носитель Счастья, но и великая Тайна Бытия, познание которой может привести к хаосу. Поэтому противостоящий детям мир делает все, чтобы этого не допустить. Синяя Птица никак не дается в руки, а если дается, то тут же теряет свою волшебную силу.
Дети возвращаются домой с пустыми руками, чтобы понять, что Птица Счастья, которую они везде искали, всегда была рядом, в их собственном доме. Не нужно искать счастья, его нужно просто увидеть. Синей Птицей для счастливого финала становится любимая горлица Тильтиля. Переживший много нравственных уроков, ребенок дарит ее своей больной соседке, внучке Берлинго, и случается чудо – она становится на ноги. Круг замыкается.
Смотреть спектакль-легенду нужно всем. Тем, кто видел несколько редакций «Синей птицы» в разные периоды жизни театра – для того, чтобы сравнить, насколько сильно изменилось качество постановки. Тем, кто не видел ни одной – чтобы насладиться магией «старой школы», которую реконструкторам действительно удалось воссоздать.
В исторические декорации спектакля после долгих лет забвения возвратили реквизит и вещи, несущие энергетику «того самого» спектакля. В хижину Дровосека вернулись старинные декоративные приспособления для световой игры, во дворец Феи – нарядный половик «в шашечку». Костюм Души Света украсил старинный нимб, найденный в запасниках. Все эти мелкие старые детали, вероятно, обладают такой таинственной силой, что на их фоне даже обновленные костюмы и декорации выглядят винтажными.
Художники-реконструкторы доработали спецэффекты во Дворце Ночи. Ужасы, Страхи и Войны стали настолько выпуклее и объемнее, что вызывают «ахи» не только у детской аудитории. Спектакль смотрится на одном дыхании – идеальный хронометраж, хорошо отлаженный темпо-ритм, актерские работы отточены под юного зрителя, который с большим воодушевлением принимает все актерские пасы.
Если считать, что создатели реконструкции не ставили себе задачи повторить успех постановки Станиславского, что невозможно по ряду объективных причин, а хотели улучшить качество жизни любимого спектакля – можно считать, что с этой задачей они справились.
Новая версия волшебной «Синей птицы» рискует стать обязательным атрибутом грядущего Рождества!