Искусство прятать голову в песок

6 ноября 2019

В Древней Греции задачей театра было духовное и нравственное развитие зрителей, их очищение через сопереживание героям. Спектакли почти всегда были отражением важнейших социальных событий или проблем.

Этот принцип по-прежнему действует и в XXI веке, поэтому неудивительно, что на сцене МХАТ им. М. Горького с успехом идет спектакль «Сцены из супружеской жизни» - постановка о кризисе обычной семьи.

Основной для создания спектакля стал одноименный фильм Ингмара Бергмана. В центре истории оказываются муж и жена, у которых намечается кризис. Режиссер постановки Андрей Кончаловский адаптировал материал Бергмана под условия российской действительности и перенес время действия в 1990-е годы. Здесь прослеживается аккуратное сопоставление и сравнение: развал СССР с распадом семьи, то есть с крушением традиционных и привычных ценностей.

«Сцены из супружеской жизни» – спектакль-ностальгия. Кончаловский использует минимум деталей, чтобы создать ту особенную атмосферу конца XX века. Зритель видит знакомый сервант с хрусталем, большие черно-белые портреты в рамке на стене и светильник с бахромой. Эта мебель похожа на ту, что была у большинства из нас и теперь пылится в гараже или на даче. И разворачивается в этой обстановке история, наверняка знакомая каждому.

В роли Марины и Ивана - Юлия Высоцкая и Александр Домогаров. Актеры играют настолько искренне, что в какой-то момент начинает казаться, что мы действительно подглядываем за частной жизнью этой пары. Очень важно, что их быт максимально приближен к реальности почти каждого человека – это разговоры об отпуске, о поездке к маме на дачу и удачливых соседях. Тем интереснее: что же нового покажет режиссер, чем таким особенным удивят актеры?

Постановка цепляет своим въедливым и честным реализмом. Мы видим людей, которые поженились по любви еще в студенчестве. Вот только сейчас один из них совершенно не любит другого. Марина и Иван не слышат друг друга, их диалоги показывают, что они разные и у них нет главного – душевной близости. Иногда Иван пытается поделиться своим ощущением мира, вырваться из обыденности и избавиться от душевной тоски: «Марин, а тебе не кажется, что жизнь отвратительна? – А тебе? – Я не знаю. – А мне кажется, что жизнь прекрасна». Но Марина не видит ничего, кроме своей любви к Ивану, которая не дает ей осмыслить всю окружающую картину.

А Иван мечется и страдает, он задыхается и не находит лучшего способа, чем срываться на жену и язвить. В нем просыпается чувство ожесточения. Героиня терпит, потому что ей кажется -  так и должна вести себя идеальная жена. Она слушается Ивана во всем, даже в том, что касается лично ее. Через какое-то время Иван рассказывает, что полюбил другую. Марина умоляет его не уходить, ведь она не представляет своей жизни без мужа – но Иван черств к чувствам жены.

Наблюдая за героями, зрители постепенно понимают: эту семью объединяет не любовь и общие цели, а страх зияющей пустоты в душе. Здесь легко и изящно показан идеальный пример созависимых отношений, где нет глубины и настоящей близости.

Главное в этом спектакле – не декорации и костюмы, они специально сделаны нейтральными, чтобы не отвлекать внимания от важного. От диалогов актеров. А они говорят много, с чувством и срывом на крик. В данном случае это оправданно, ведь перед нами исповедь двух людей, которые всеми силами пытались доказать себе, что у них все хорошо и прятали голову в песок, когда появлялись первые трудности.

Хотя декорации и не главное в этом спектакле, необходимо отметить интересный ход их смены. Когда они меняются, перед зрителем включают видеозарисовки, которые навевают воспоминания о 1990-х годах. Так мы видим на заднем плане культового исполнителя тех времен Филиппа Киркорова, который поет об ускользающей Атлантиде, а в это же время нам показывают кадры штурма Белого дома в 1993 году. Блеск софитов, улыбки людей и одновременно – грохочущие танки и военные с оружием. В другой момент нам показывают концерт Ирины Аллегровой с песней «Игрушка», а рядом с ним идут кадры выступления Бориса Ельцина, первого президента РФ. Кончаловский постоянно выстраивает аналогии, сопоставляет события и людей, при этом ни на что не намекая, ничего не указывая зрителю. Его спектакль многогранный и глубокий: каждый увидит то, что пропускает его личный культурный код. Или не увидит ничего, кроме измены, развода и бытовой банальщины.

Постановка заканчивается открытым финалом: мы видим Ивана и Марину вместе после развода. Они сами не поставили в этом точку, не ставит ее и режиссер. Каждый зритель вправе сам для себя решить, чем закончилась эта история.

Не пропустите
© 2002-2020 Все права и материалы принадлежат «КИНОАФИША» Копирование информации только с письменного разрешения редакции. 18+