MEDEAMATERIAL: ступень лестницы, ведущей к славе
Спектакль-эксперимент: так выходит каждый раз, когда ставят Мюллера. За MEDEAMATERIAL брались в петербургском театре Ленсовета и сделали минималистский спектакль с проекциями, а в Перми даже поставили оперу. Теперь московский черёд — моноспектакль.
Спектакль по триптиху с длинным названием «ЗАГАЖЕННЫЙ БЕРЕГ МЕДЕЯ МАТЕРИАЛ ПЕЙЗАЖ С АРГОНАВТАМИ» — это внутренний диалог Медеи с самой собой. По словам режиссёра, первой и главной заботой при постановке спектакля стал материал существования актрисы. Текст, сценография и музыка ушли на второй план. Главное — игра Юлии Белоус (Медея).
На экране появляются надписи «социализм», «демократия» и «капитализм», только на греческий манер. Обращение к античным сюжетам не мешает связи с современным миром. На проекциях, которые становятся единственным средством художественной выразительности, помимо актёрской игры, перечисляются виды оружия от деревянной дубины до атомной бомбы. Медея, как связующее звено между жестокостью мифов и жизни, выносит безжалостный приговор миру ради его спасения.
Монолог непрерывен, как и сама пьеса, в которой отсутствуют знаки препинания. Этим Мюллер становится ближе к поэтике театра абсурда с его выродившимся языком. Состояние, в котором пребывает актриса, сродни диагнозу «множественная личность» Билли Миллигана. Обращаясь к няне, к Ясону, она не получает ответа или даёт его сама, каждый раз меняя характер: от любящей женщины до мстительной с*ки. Перед глазами зрителей в Медее перерождается с десяток персонажей. Актриса признаёт, что Медея близка ей радикальностью своих жестов.
Медея — неприкрытая истина, материал для исследований, зеркало, в котором видны все пороки. Не случайно из одежды на героине лишь полупрозрачный чёрный тюль, зеркальце на шнурке и золотая нить на шее, вероятно образ руна, которым она помогла завладеть Ясону. Её слова резки, а действия провокационны — чего стоит мастурбация на сцене и финт в стиле Шэрон Стоун из «Основного инстинкта». Действия героини при помощи камеры транслируются на экран, эта же камера затем снимает зрителей, как бы показывая, что все мы участники истории.
Съёмка, трансляция, использование гаджетов резко переносят античный мотив в реальность. На сцене вместе с Медеей двое — новая жена Ясона и оператор. Все безмолвствуют, существуют также медитативно, как и декламатор текста. А Медея продолжает говорить, по кругу, запутывая и уводя всё дальше и дальше вглубь задуманной автором идеи –отматывания клубка истории. Низкий голос Юлии Белоус громогласно объявляет — я ступень лестницы ведущей к славе. * Ступень для Ясона, государств, военных, любовников и изменников. Кто-то и для кого-то.
* Знаки препинания авторские