Вся прелесть любви – в переменах. «Дон Жуан» в «Сатириконе».

25 октября 2019

Современный зритель настолько пресыщен многообразием театрального контента, что нужно быть довольно смелым режиссером, чтобы «замахнуться» на драматургию высшей пробы, которую на мировых сценах играли уже тысячу раз. Молодой режиссер-постановщик Егор Перегудов замахнулся. И не на кого-нибудь – на Мольера.

На сцене московского театра «Сатирикон» он поставил бессмертный шедевр французского комедиографа «Дон Жуан, или Каменный гость».

«Дон Жуан» Мольера – история, основанная на популярном в ХVII веке сюжете о севильском распутнике и известная настолько, что даже имя ее главного героя стало синонимом слова «бабник». По жанру пьеса тяготеет к трагикомедии; несмотря на весь юмор, в основе своей она затрагивает философские вопросы нравственности, веры, добра и зла. В пьесе много действующих лиц, на фоне которых разыгрываются две главные линии: Дон Жуана, как носителя порока, и Сганареля, как его обличителя.

По сюжету, циник и ловелас Дон Жуан оставляет молодую жену, до этого похищенную из стен монастырской обители, и в сопровождении своего слуги Сганареля устремляется в погоню за новой любовью. Объект его страсти по стечению обстоятельств живет в городе, где за полгода до этого на дуэли Дон Жуан убивает Командора, чью жену он соблазнил. Вслед за ним отправляется брошенная жена Донья Эльвира, желающая объясниться, и ее братья Дон Карлос и Дон Алонзо, желающие отомстить за обесчещенную сестру.

Создатели спектакля во главе с Егором Перегудовым ставили задачу, не переписывая пьесу ХVII века и не внося новые смыслы, приблизить драматургию к современности. Используя текст Мольера как канву для импровизации, они наполнили комедию реалиями, понятными зрителю ХХI века.

В постановке Перегудова Дон Жуана играет Тимофей Трибунцев. Трибунцев, актер феноменального обаяния, на роль классического «донжуана» с его неотразимым лоском и манерами не тянет совсем – невзрачный, щуплый, откровенно смешной. Но этим выбором режиссер, отошедший от шаблона, как раз решает свои задачи. Зритель узнает в нем донжуана нашего времени – пошлого, поверхностного и избалованного сынка, все недостатки которого щедро покрываются деньгами высокопоставленного родителя.

Роль Сганареля, мудрого и рассудительного слуги, досталась мэтру театральной сцены Константину Райкину. Лучшего выбора режиссер «неистовой комедии», как он сам ее определяет, и сделать не мог. Константин Аркадьевич в этой роли – неистово смешной и трагичный.

Дон Жуан Трибунцева и Сганарель Райкина неразделимы, как черное и белое. Главная цель Дон Жуана – не столько покорить очередную непростую высоту, как происходит с Ангеликой, дочерью убитого им Командора, сколько проверить «небеса» на прочность. Он с вызовом ищет предел терпения высших сил. Главная цель Сганареля возможно, единственного, кто еще верит во что-то светлое в Дон Жуане, убедить его в существовании вселенской справедливости, уберечь от неминуемого ада. Их бесконечный эмоциональный спор – прекрасен.

То, как гармонично на одной сцене уживаются два таких мощных и таких разных актерских обаяния, можно считать главной победой режиссера. Это понимают и зрители, и сами актеры, которые на поклонах шутливо целуют друга друга в губы.

Донья Эльвира, лирическая героиня у Мольера, у Перегудова превращается в истеричную, гротескную клоунессу. Роскошные рыжие волосы Агриппины Стекловой, исполняющей эту роль, как языки пламени мечутся по сцене, отражая любовную агонию героини.

Всех братьев Доньи Эльвиры одновременно в спектакле играет Антон Кузнецов. Режиссер сделал актера похожим на типичного хипстера. Превращение манерного, писклявого Дона Карлоса в маскулинного, бешено рычащего Дона Алонзо, ломающее тело и мимику актера, вызывает очень живую реакцию публики.

Рыбаки и крестьяне в спектакле Перегудова гипертрофированно окают. Возможно, так режиссер хотел показать разницу между сословиями и усилить комический эффект. Он особенно очевиден, когда поморский говорок слышен из уст рыбака Пьетро, которого играет темнокожий актер Григорий Сиятвинда.

Важная роль отведена сценографии и костюмам. За обе позиции в спектакле отвечал Владимир Арефьев.

В центре сцены он выстроил мрачную черную башню с вращающейся винтовой лестницей. Она, как ось, пронизывает все действие пьесы. Читается аналогия с Вавилонской башней, строители которой были наказаны за свою гордыню. Так же, как будет наказан за нее и Дон Жуан. Недаром сцена вокруг башни напоминает пепелище с беспорядочными обломками.

Поэкспериментировал Арефьев и с костюмами. Константин Райкин ходит в летном комбинезоне с подшлемником. Отец Дон Жуана, Дон Луис, носит алый пиджак, наподобие тех, что носили новые русские в 1990-х. Многочисленные девушки, которых соблазняет герой, одеты одинаково, чтобы подчеркнуть, насколько безликой массой для него они являются. Рыбаки и крестьяне – в узнаваемых кричаще-оранжевых робах. Сам Дон Жуан то в модной плюшевой шубе на майку-алкоголичку («мне все равно, что вы обо мне думаете»), то в блестящем платье из пайеток – маскарад для похищения новой невесты.

Подыграл коллегам и композитор Сергей Филиппов. Его музыкально-звуковое сопровождение можно назвать безупречным.

В спектакле очень чувствуется любовь режиссера к эпатажу и эффектам. Обнаженное женское тело. Массовые драки в слоу-мо. Падающие с неба рыбины, кирпичи и даже диван. Живые белые голуби – пожалуй, самый впечатляющий из приемов. Не обошлось без мата. Хотя без него вполне можно было обойтись.

Трудно сказать, был бы в восторге Мольер но судя по тому, что в ходе трехчасового спектакля никто не покинул зал, режиссерская интерпретация «попала» в зрителя.

Сейчас спектакль "Дон Жуан" идет на сцене "Планеты КВН".

Не пропустите
© 2002-2024 Все права и материалы принадлежат «КИНОАФИША» Копирование информации только с письменного разрешения редакции. 18+