БТК-ЛАБ: учиться, играя
Тема биографии важна для детей. Ведь нравоучения и правила им скучны, а когда перед глазами раскрываются секреты реальных историй взросления и детских приключений знаменитых людей, дети включаются в игру. Они заитнересовываются, верят и, невольно, начинают размышлять о важнейших вопросах, проблемах и дискуссиях взрослого мира. Ведь рассказ о той самой персоне не ограничивается детством, а проходит по всей жизни героя с ее перепитиями и конфликтами.
В один из заключительных дней лаборатория показала два эскиза – «Фрида Кало» и «Гагарин». Не самые "детские" персоны, но, безусловно, знаменитые. Какие вопросы могут задать эти эскизы? Всегда ли история о женщине это феминисткая история? Что такое детские страхи и нужно ли с ними бороться? Как достичь успеха? Как бороться, преодолевая себя? Что такое любовь, жизнь, творчество, успех, настоящее искусство? Страшно ли в космосе и из каких мгновений состоит наша жизнь?
И «Фрида», и «Гагарин» имеют внутреннее родство – это история становления, история любви, история познания. Эскизы разворачиваются на разных сценах, но в близких по сценографии пространствах. Это темнота, в которой есть яркие вспышки света. В «Фриде» эти вспышки света обеспечивались ярким костюмом актрисы, куклой Фриды в не менее ярком костюмчике, видеопроекциями Мексики и картин Фриды и Диего. Атмосфера Мексики с её миром мертвых и живых, история девочки, её отца-фотографа и возлюбленного -художника погружают в национальную, но такую личную историю. В «Гагарине» же больше темных тонов. Это рассказ о неизвестности, о преодолении страха, о стремлении познать Вселенную и мир вокруг себя. Если во «Фриде» был явный театр кукол (была кукла Фрида), то «Гагарин» - это театр предмета. В нём живут и играют детские игрушки, вырезанные из картона предметы и образы, пластика актеров.
Формат эскиза не подразумевает полноценный спектакль. Это проба, эксперимент, созданный в кратчайшие сроки. Но в обоих случаях авторам спектакля удалось создать целостный мир и глубоко наполнить его теми самыми вопросами. Заслуга тут, конечно, не только авторов эскизов, но и исполнителей - актерские работы (индивидуальная во «Фриде» и ансамбль в «Гагарине») существуют на каком-то особенном уровне, позволяющем поверить в происходящее и пойти за рассказом.
У детей была возможность не просто стать зрителями спектаклей, а полноправными участниками. Они включались в разговор с актерами, активно комментировали происходящее - формат позволял и даже призывал к этому. «Фрида» построена как яркая фееричная истории, открытая к обсуждению, а «Гагарин» и вовсе явный диалог со зрителем. Оба спектакля говорят с детьми на их языке: языке маленьких взрослых, которых волнуют такие же вечные вопросы и проблемы.