Довлатов P.P.S.: о значимости простого человека
Сегодня читать Довлатова модно – в погоне за советской романтикой и попыткой понять тоску по Родине в эмиграции, современное общество всё чаще обращается к Сергею Донатовичу, ведь кто как ни он мог описать лучше жизнь и быт простого человека в эпоху нашего советского прошлого. Его рассказы, повести и записи переведены на множество языков и экранизированы по всему миру, а вырванные из контекста фразы растасканы на цитаты и поговорки. Проза Довлатова – это своего рода энциклопедия по «той» жизни, которую сегодня принято порой чрезмерно романтизировать и по которой так страдает обездоленная интеллигенция.
Спектакль «Довлатов P.P.S.» представляет собой отдельные рассказы писателя, скрепленные между собой монологами автора – Довлатова, которого играют на сцене разные актеры; они меняются с течением жизни, как и сам писатель: вначале Антон Горчаков – открыт, романтичен и весел, затем Юрий Насонов – циничный, веселый, и, наконец, Артур Гросс – осознанный, вдумчивый, серьезный. Будто подражая писателю, его самого в спектакле играют зачастую разные актеры, а бывает и так, что один артист исполняет сразу несколько ролей в рамках одной постановки. Зарисовки сюжета лёгкие, появляются на сцене в виде набросков, затем обрастают деталями, атмосферой и весом, и, также внезапно, как и появились, исчезают. Спектакль собран из этюдов, скетчей на темы, затронутые писателем. Актёры – совсем ещё юные выпускники курса, придают прозе Довлатова больше легкости и радости, чем, возможно, он сам вкладывал в свои рассказы.
За три часа зрители успели насладиться двенадцатью произведениями Довлатова, выстроенными таким образом, чтобы можно было пройти жизненный путь автора: от молодости и борьбы с цензурой, до зрелости, эмиграции и, в конечном счете, тоске по Родине. Сегодня молодое поколение с трудом может представить себе ситуацию, когда нельзя просто так купить на самолет и отправиться в другую страну, а потом спокойно вернуться и продолжить заниматься своими делами. Есть интернет для быстрой связи с любой страной, а всего лишь каких-то лет сорок-пятьдесят назад, можно было уехать с большим трудом, а письма порой не приходили месяцами, или пропадали где-то на границе, не пройдя таможню.
Декораций на сцене не много – всего лишь стол да пара стульев. В какой-то степени сами актеры являются декорациями для произведений автора. Они, как и рассказы писателя, настолько самобытны, что отвлекать внимание на лишние предметы на сцене нет никакого смысла. Всё внимание только на персонажей, без какого-либо постороннего заигрывания. От спектакля не остается ощущения тяжести советского застойного быта, лишь легкая грусть от того, что безвозвратно утекает время и уходят эпохи.
В спектакле были отыграны следующие рассказы Сергея Довлатова: «Ремесло», «Марш одиноких», «Хочу быть сильным», «Шофёрские перчатки», «Соло на ундервуде», «Соло на IBM», «Роль», «Поплиновая рубашка», «Блюз для Натэллы», «Заповедник», «Дорога в новую квартиру», «Невидимая газета», «Встретились, поговорили», «Когда-то мы жили в горах».