Jukebox на Точке доступа
Фестиваль «Точка доступа» как международный проект одной из задач ставит объединение разных творческих сил для формирования новых связей между перформерами и зрителями. Зрителю предлагается прямое участие в ходе действия. Со-причастность в представленных на фестивале спектаклях достигается вне традиционного театрального пространства, там, где нет границ между зрителем и актёром. Так спектакль «Jukebox» проходил в библиотеке Политехнического института.
Сам институт есть сочетание материалистских методов и духовных воззрений, гуманитарного и научного подхода, что, можно сказать, пытаются представить и авторы спектакля. Актёр Роман Михащук играет роль машины, которая воспроизводит любой «номер» по просьбе зрителя. В «либретто» более сорока «номеров». «Инструмент» работает без остановки около часа, исполняя по заданной партитуре разговор между гардеробщицами в Институте Культуры, заказ в кафе, трансляцию выступления украинского президента или речь Беглова.
Авторы спектакля предлагают рассматривать этот опыт как исследование языковой среды Петербурга. Жорис Лакост ставил «номера», работая с русским языком как иностранным. Режиссёр дирижирует интонациями и паузами, создавая эффект «музыки» Питера, оказывающейся мнимой. Помимо локальных ситуаций, вроде экскурсионного тура по Невскому, звучит также материал с просторов YouTube. А пространство сети автоматически отменяет какую-либо географическую определённость. Таким образом, никакой особенной петербургской звуковой атмосферы уже давно не существует.
Зрителям передаётся в руки власть над ходом спектакля, а также над самим актёром. Хаотично называются «номера» из программки-либретто, иногда зрители перебивают друг друга. Актёру приходится запоминать названные сценки и играть несколько подряд без перехода или отдыха. Иногда только он останавливается выпить воды и затем вновь продолжает развлекать. Но в этом взаимодействии задача фестиваля остаётся невыполненной. Роман Михащук перед началом ставит лимит на время, который, согласно «правилам» со-причастности, должен соблюдаться и зрителем. Но в зале никто не смотрит на часы – всех забавляет, как точно актёр пародирует речь разных людей в узнаваемых ситуациях. Спектакль длится больше нужного, и «инструменту» приходится самому прекратить развлекать зрителя.