Куда приводят мечты
ТЮЗ им. Брянцева ворвался в 2019-й с премьерой - мюзиклом по "Алым парусам" Александра Грина. Недостатка музыкальных спектаклей в ТЮЗе не замечалось. Один "Ленька Пантелеев" чего стоит – поклонники до сих пор хвастаются, что видели спектакль больше 30 раз, но придут еще и еще. И все же, появление нового мюзикла – новость определенно радостная, особенно, когда заявлена музыка Максима Дунаевского и режиссура человека, создающего одни из лучших мюзиклов в России и знакомого петербуржцам по "Балу вампиров" и "Аладдину" – Сусанна Цюрик.
Спектакль идет уже полгода, и каждый показ проходит в переполненном зале, а заканчивается нескончаемыми овациями. Уровень постановки завораживает и вызывает неподдельную гордость за качество как исполнения, так и оформления.
"Алые паруса" – история, которую все мы знаем с детства. Петербуржцы же знают ее чуть ли не наизусть – каждый июнь Северная столица с замиранием сердца смотрит на фрегат с алыми парусами, проплывающий по Неве как символ надежды и веры в будущее для выпускников, отправляющихся в путь за мечтой. Ведь именно о мечте и писал Александр Грин: о волшебном ощущении из детства, когда сильно-сильно чего-то желаешь. Глаза блестят, а фантазия рисует завораживающие картинки одну за другой. Ты только мечтаешь, но уже видишь свою мечту исполненной и, засыпая, шепчешь "хоть бы, ну, пожалуйста, хоть бы". Такое возможно только в детстве, когда безграничная забота и любовь закрывают тебя от невзгод и дают право верить, что все возможно. Но с первыми "нет", с первыми неудачами и несправедливостями эта искренность тускнеет и постепенно уходит совсем.
Вот, и Ассоль, выросшая в рыбацком поселке, как и все дети, верила в сказки. Но, как никто более, сумела сохранить эту веру, не растеряв её в процессе столкновения с трагедией и жестокостью. Еще в детстве она узнала, что соседский мальчишка (Федор Федотов) оказался сыном убийцы ее мамы, а ее отец (Алексей Титков) не выдержал, и убил убийцу. Как следствие этого, на ее семью и ее в частности обрушилась тотальная ненависть всего городка.
Сцены встреч Ассоль с горожанами начинаются вполне безобидно – с насмешек и хороводов, которыми они окружают напуганную девушку, но постепенно нападки превращаются в грубые и агрессивные. Контраст сцен в эти моменты вызывает леденящий эффект – только что горожане пели и пританцовывали, а спустя полминуты унижают несчастную ни в чем не повинную девочку.
В этом недоброжелательном мире Ассоль (Анна Слынько) не сказочная героиня, противостоящая жестокости, а настоящая – с обидами, страхами и опускающимися руками. Она закрывает лицо, когда в неё тычут пальцами, прячется за маяком от насмешек, а растратив последние силы, кидается в море. Она не идет вперед за мечтой, она пятится назад, судорожно ища спасение. Ее мечта – не спасение, а данность, которую она спрятала глубоко внутри.
Да и Грей (Дмитрий Ткаченко) не идеальный герой. Уставший и обессиленный он появляется в борделе, куда прямиком иду его матросы, только-только пришвартовав корабль. Падает на стул, подперев руками лицо, и с тоской смотрит по сторонам – даже внимание красавиц его не может взбодрить. Вряд ли на его плечах усталость от месяцев морских скитаний, скорее – потерянность и безразличие к жизни.
История разворачивается среди металлической декорации, представляющей собой с одной стороны маяк, с другой – корму корабля, но все это лишь каркас из балок. Бестелесные символы мечты, которой нельзя коснуться. Только опускающиеся с потолка полки с бутылками, возвращающие действие в паб, осязаемы и реальны. Казалось бы, мечте уже не суждено сбыться.
Романтика моря и светлые встречи Ассоль с капитаном Греем в спектакле очерчены только фантазийным уровнем, в сценах воображения Ассоль. В жизни есть только "пена, да вода", как поют горожане в пабе на берегу. Среди танцующих с матросами проституток Ассоль и Грей впервые встречаются взглядом. Не так рисовала себе свою мечту маленькая девочка, а он уже давно ни о чем не мечтал. Герои живут в мире, где даже священник, вытащивший Ассоль из моря, опускает руки и сознается хрупкой девушке, что теряет силу веры.
Грин написал своих героев жаждущими любви и верящими в нее всем сердцем, а вот персонажи мюзикла уже утратили эту веру. Она засела глубоко внутри и уже не греет. Но любовь, на то и любовь, чтобы светить и освещать путь, чтобы приходить тогда, когда ее уже не ждешь. Ассоль и Грей – две души, чувствующие жизнь в унисон. Они могут подняться только вместе. И они поднимаются.
С момента первой встречи Ассоль и Грея действие набирает стремительную скорость, несясь к счастливому финалу. Герои будто списаны из жизни. В рамках мюзикла всегда сложно говорить о жизнеподобии, в ТЮЗовских "Алых парусах" представлены не характеры и маски, а сложные, многоплановые личности. Эта "неидеальность" и "несказочность" героев, нарочито подчеркнутая режиссером, делает знакомую всем историю реальной. За счет такого приёма песни не кажутся высокопарными, реплики – наивными, а лирика не уходит в слащавость. Спектакль живой, дышащий жизнью.
Безусловно, для драматических артистов музыкальный спектакль, в котором почти нет прозы, а лишь вокальные номера – настоящее испытание. Однако они смело кидаются в эту задачу с головой и наполняют каждую сцену особой глубиной. Федор Федотов, исполняющий роль сына Мэнерса, противен в своих издевках в начале спектакля и оголенно искренен и пронзителен в финале. С фразой "Хочешь, называй меня Греем", по залу пронесся легкий шепот – "Пусть Грей не приплывает", вырвалось у у кого-то из зрителей ряда с девятого. Вероника Щербина, играющая Ассоль в детстве, ломает стереотипы, по которым ребенок на сцене – это игра в поддавки. Она органичная и настоящая, ее исполнение "Я построю маяк до неба" вызывает мурашки.
Изумительные актерские работы, упор на реальность истории и темпо-ритм спектакля, полностью совпадающий с ритмом сегодняшнего дня – вот формула успеха "Алых парусов". И финальная песня "Любви не бывает рано, любви не бывает поздно" не ставит точку, наоборот – дает старт к полету мысли. О мечтах, конечно, которые после такой истории не могут не сбыться.