И твою маму тоже: "МАЗЭРАША" Виктора Вилисова
Спектакль-перформанс «МАЗЭРАША» игрался 8 марта этого года на территории пермского завода им. Шпагина. Зрители, окружённые урбанистическими ландшафтами, ходили по ангару, где и разворачивалось современное искусство, посвящённое матери России. Гости передвигались в пространстве завода от одной локации к другой, проходя сквозь ряды экранов, с которых юродивый Пахом читал свои молитвы. Такой была «МАЗЭРАША» для пермского зрителя.
Снятая и смонтированная в киноисторию, она из горизонтального пространства перформанса превратилась в тоталитарно срежиссированную историю.
Камера в кинотеатре делает со зрителем то, что невозможно с ним сделать на территории театра: она показывает, куда смотреть. На кого смотреть. Практически не оставляя за зрителем возможности соавторства. В начале нам показывают ожидание перед спектаклем зрителей, показывают, как пришедшую на территорию завода группку собираются впускать в пространство перформативного искусства. Одновременно на экране возникают и слова, напечатанные автором. Он предлагает только два критерия для оценки «МАЗЭРАШИ»: «сверхусилия и искренность». Этот текст адресован как пермскому зрителю (в ангаре установлены экраны), так и питерскому, сидящему в кинозале «Каро».
Итак, на экранах высвечена текстовая программа и складывающиеся в слова буквы. Автор приветствует зрителя – и пермского и петербургского – и впускает в собственную вселенную. Изменённый в аудиоредакторе голос читает текст о возникновении космоса и тёмной материи. Петербургский зритель вычитывает в этом отсылки к приёмам в «Трёх толстяках» или «Zholdak Dreams», а кто-то, может быть, после Могучего и Жолдака, даже вспомнит и про «Звёздные войны».
В «вилисовской вселенной» под космические мотивы появляется первый её житель-инопланетянин: человек в серебристом костюме пельменя. Он смотрит на всех внимательным взглядом из-под балаклавы и медленно идёт на зрителя. Вдруг останавливается, сбрасывает балахон и остаётся обнажённым, не снимая балаклавы. Его появление под текст о рождении космоса, загадочность его пельменевой фигуры, его болтающийся после член – всё выглядит смешно и описывает мир автора. Постироничный мир, постироничный смех, который обнуляет все смыслы.
Перформеров, занятых в спектакле, вывозят на тележках, в чём петербургский зритель вычитывает отсылку к известному театральному режиссёру. Участников в «МАЗЭРАШЕ», как утверждает автор, около ста, и все заняты как в самом спектакле, так и в перформансах, поставленных разными молодыми режиссёрами, упоминание о которых можно встретить в паблике автора «вилисов постдраматический» и на «Дожде» в уголовной хронике.
За показом перформансов следует чтение «вилисова скорбящего» - Telegram-канала автора, в котором он описывает своё пребывание в психиатрической больнице. Участники создают хорал из слов и предложений, проговаривая и пропевая. Текст описывает положение человека в российской психиатрической больнице, схожее с человеком, заключённым в российскую тюрьму. В процессе чтения история стирается, остаётся только её эмоциональный отголосок. В конце этой сцены появляется огромный надувной дирижабль.
Безусловно, нет никакого смысла искать смысл, ни в появлении дирижабля, ни во всём остальном, что есть в «МАЗЭРАШЕ». «МАЗЭРАША» сделана масштабно, и на масштаб претендует, но не в смысловой наполненности, а в чувственной, которая выводила бы на… хочется уточнить у автора: на, извините, переворачивающие душу переживания? Музыкальная часть, выполненная Леонидом Именных, сочетает замедленный во много раз гимн России, космические мотивы и фольклорные напевы. Попытка расширить границы через эклектику не удаётся – спектакль-перформанс остаётся в рамках «вилисовской вселенной» и её тоталитаризма.
Зритель может рассмотреть лишь один критерий из двух предложенных – «сверхусилия». Этот критерий вполне понятен: много человек работали за идею, приехали из разных уголков великой родины, просто на энтузиазме, и так далее. И не вполне понятно, в чём перформерам предлагалось быть «искренними» со зрителем. С одной стороны, «МАЗЭРАША» заявлена как высказывание о России. И каждый перформанс внутри поставлен на ту же тему. Но непонятно, как спектакль-перформанс от «вселенной вилисова» переходит к теме России.
Автор появляется на экране как текст, поверх спектакля высвечиваются его посты из твиттера с комментариями происходящего. Автор сделал спектакль, а теперь смотрит на него вместе со зрителем в зале кинотеатра и рефлексирует на тему созданного им. Автора здесь слишком много, тоталитаризм его взгляда убивает всякие попытки вовлечь в произведение все сто перформеров и сделать их равноправными участниками, убивает также и попытки вовлечь зрителя. Большой по объёму кусок спектакля-перформанса отведён на зачитывание текстов автора из его блогов. Хотя, что и говорить, культ личности – это действительно про Россию, какое время ни возьми.
Хочется вернуться к началу «МАЗЭРАШИ». Одна из первых сцен сделана в формате баттла, в котором участники выдвигают тезисы о современном искусстве и его «нужности». Всем очень весело, все смеются. Правда, баттл происходит не так, как это должно быть, между двумя оппонентами: перформер садится на стул справа и говорит тезис. По сигналу пересаживается на стул слева и говорит антитезис. Его оппонент на момент тезиса занимает позицию антитезиса и по сигналу перемещается на противоположное место. То есть участники в высказываниях противоречат сами себе. А в целом это абсурд, и он передаёт общее ощущение от спектакля-перформанса. Все выходят из зала, понимая, что это ни для чего и ни для кого не сделано. Забавно, что перформеры во время «МАЗЭРАШИ» говорят то же самое, и говорят это сами себе.