OPEN LOOK. Часть третья, или В поисках национального вопроса
В соучастники, кроме композитора Даниила Посаженникова, хореограф взяла ещё двоих – Антона Чехова и пространство event-площадки «Севкабель Порт». И это решение оказалось снайперски точным.
Выяснилось, что великий русский писатель невероятно удобен для «экранизации» средствами современного танца. Рефлексия его сложных, неврастеничных, смятенных персонажей очень легко воплощается лексикой контемпа. А кубатура бывшего цеха по производству деревянных кабельных катушек невероятным образом помогает создать чеховскую атмосферу. Вся суть замкнутого мирка дворянской усадьбы выразилась в четырёхугольном пластиковом аквариуме. Зрители, расположившиеся со всех сторон, могли наблюдать, как в нём живут и бессмысленно чудачествуют герои «Дяди Вани».
На «OPEN LOOK «никогда не знаешь, в какой системе координат окажешься. Поездка в цеха «Севкабеля» привела на интеллектуально-литературную шараду. Незапланированная импровизация педагога образовательной программы из Франции – к политическому дискурсу. Ну а выступление финских соседей перенесло в ту эпоху протоцивилизаций, когда не было ни Логоса, ни Аполлона, и царили только невнятные и абсурдные инстинкты. «Дыхание» – дуэль хореографа и исполнителя Теро Сааринена и аккордеониста Киммо Похьонена. Взрослые брутальные бузотёры, каждый со своим куском сцены в виде взлётно-посадочной полосы, напомнили двух маленьких мальчиков. Мальчики воюют и дерутся. А потом дружат. И это почему-то кажется абсолютно логичным.
Логичным стало и триумфальное выступление команды из Южной Кореи. Компания «Siga», «Art Project Bora» и «Modern Table Dance Company» – названия трёх молодых коллективов, добравшихся до Петербурга в этом году. За ними – древнейшая культура народа, где танцевальные, боевые и социальные традиции создают особые отношения между человеком и его телом. Немудрено, что в своих спектаклях корейские хореографы находятся в постоянном диалоге с цивилизацией, в рамках которой они были воспитаны.
Диалог этот разный. На языке иронии и даже сарказма его ведёт Ким Бора, собственно, и возглавляющая проект своего имени. Она высмеивает фальшивую символику несуществующих частей тела в «Языке хвоста» и застывшие на века элементы корейского свадебного обряда в «Гакси». Но сарказм этот очень тонок, а часто и завораживающе красив. Как в номере «Гакси», например, который Ким Бора сама же фантастически исполняет.
Компания «Siga» предлагает относиться к наболевшим социальным и психологическим вопросам с более мягким юмором. И искать метафоры, говорящие о сложном в простых вещах. Образ бессмысленно, но постоянно прыгающего мяча в «Покое», вечное соревнование высокого и низкого в «Эквилибриуме», игры с масками традиционного корейского театра в хореоновелле «Хаетал». Любопытно и достойно уважения то, что все эти творческие задачи решаются исключительно средствами хореографии. При строгой аскезе в оформлении сцены и костюмов.
Удивительный сплав времён в спектакле «Скорость» продемонстрировали ребята из «Modern Table Dance Company». Восемь танцовщиков, один из которых, Джедук Ким, оказался и автором происходящего, выглядели как выпускники секретной школы боевых искусств. В то же время их драйв, самоотдача и невероятное качество исполнения предельно сложного и насыщенного текста отсылали и к феномену корейской поп-музыки последних лет. К таким boys-бендам, как «BTS» или «NCT» с многомиллионными просмотрами на видеопорталах Интернета. И, судя по девчачьему визгу после представления «Скорости», сравнение имеет место быть. На сценах России среди героев подобного жанра можно вспомнить «Bad Boys of Dance» Расты Томаса и «Королей танца» Сергея Даниляна.
Собрать в одном месте восемь классных танцовщиков – ход, конечно, беспроигрышный. Но трудно осуществимый. Потому что для этого нужна школа. Которая планомерно, год за годом выпускает хороших парней. И девчонок. Судя по спектаклям из Южной Кореи, у них эта школа имеется.
Нам же остаётся надеяться, что в России образование в сфере современного танца будет развиваться не только усилиями подвижников. Таких как «Каннон Данс», например. И театральный мир наконец избавится от иллюзии, что танцовщик контемпа – это тот, кого в «Лебединое озеро» не взяли. Вообще-то, он должен уметь гораздо, гораздо больше.
Фотографии Татьяны Юдиной