Символ и смысл 20-го столетия

4 августа 2019
Спектакль «Братья и сёстры» понятен и близок всему миру. Это действительно вненациональный спектакль, хотя говорит о событиях и явлениях до конца, наверное, понятных только русскому человеку, благодаря его уникальной генетической памяти. Но вот уже более тридцати лет театральный зритель Европы, Азии, Австралии, США аплодирует не только режиссуре, доказавшей существование гениальности, не только актёрской игре, переходящей в жизни, не только сценографии, он ещё аплодирует своему чувству, вызванному этим спектаклем, своим слезам, тому ужасу и величию которое он увидел.

«Братья и сёстры» - спектакль необходимый толчка к переосмыслению. Не переосмысления чего-то конкретного, и даже не жизненных ценностей и приоритетов, а чего-то личного, глубоко внутреннего и понятного только себе самому. Эта способность будить что-то внутреннее, личное, то, что спектакль рождает множество мнений и интерпретаций при, казалось бы, прямолинейности прозаического первоисточника, доказывает, что, несмотря на почти сорокалетнею историю, спектакль нужен зрителю, нужны эти сильные, надрывные судьбы.

Спектакль действительно сильный - даже яростный, почти переходящий в крик.  Сейчас так не играют, потому что так не живут.  А актёры МДТ берут и играют. Вот так надрывно, не боясь быть не понятыми, обвинёнными в излишней патетике.  И чтобы понять их, приблизиться к ним нужно собраться, отбросить всё личное и земное и окунуться в их мир - в мир этих персонажей из мира наших дедов и прадедов.

Спектакль сложный, неудобный, заставляющий думать, бояться, страдать, метаться от нахлынувших мыслей. Это не только выполнение функции «гражданского театра», но и служение чистому искусству, когда восхищение рождает любовь,  с ней и боль, и сострадание.

У спектакля долгая и интересная судьба, и версия 2015 – го года лишь один из этапов сценической повести, которую переживают вместе вот уже несколько поколений МДТ. Ставился спектакль, изначально как курсовой, и вот уже сорок лет через переосмысления, изменения в сценографии, смене актёрского состава он не теряет своего изначального смысла. Это спектакль , овеянный любовью и славой, но в то же время спектакль, проверяющий каждое новое поколение - как актерское, так и зрительское. Сможем ли мы увидеть и понять вечное строительство, которое никогда не закончится, Лизу Пряслину, которая не знает, что она несчастна, Михаила распрощавшегося с личным счастьем и не нашедшего общественного, погибающею русскую деревню с этими страшными и далёкими словами "трудодень", "пайка", "заём", с этими умирающими от голода детьми, с этими женщинами, выполняющими непосильную мужскую работу, с этими фантазиями, снами о возращении любимых и той радостной жизни, которая наступит когда-то. 

Спектакль «Братья и сёстры» МДТ Театр Европы фото

"Братья и сестры" - это не только повесть о северной деревне, это повесть о России и её 20-том веке, который так хочется забыть и отпустить. Но его нельзя забыть, ради Лизы и Михаила, ради их матери, забывшей своё женское и человеческое счастье, ради Варвары, которой тесно в теле и жизни деревенской женщины, и даже ради Егорши, который гораздо драматичнее, чем о нём думает зритель. 

В спектакле уникальный актёрский состав. И вообще, кажется, что обывательское словечко «уникальный» можно применять к каждой секунде спектакля. Невероятно трогательно и сильно играет Наталья Акимова в знаменитой сцене причета невесты, которую она не раз исполняла сама. Дарья Румянцев создаёт трогательный, светлый и в тоже время сильный образ Лизы Пряслиной. Отдельного разговора и исследования заслуживает Елизавета Боярская исполнившая роль Варвары Иняхиной. Усталая, страстная женщина, способная на большое чувство, слишком красивая для убогой, трудовой жизни, лишённая права на личность, на счастье. Елизавета Боярская прекрасно понимает свою противоречивую героиню и ведёт её через жизненные перипетии с большим тактом и любовью. В некоторых сценах игра Е.Боярской напомнила игру Элитны Быстрицкой в  фильме «Тихий Дон» Сергея Герасимова. Но это не вопрос актёрского заимствования, а вопрос родственности двух героинь. Та же роковая красота, та же страсть, тот же надрыв, тот же крик и та же судьба, перемолотая Россией и её 20-тым веком.

Сквозь трескающийся  голос вождя народов, сквозь военную хронику и видения о счастье и возращении, сквозь трогательную сцену Лизиного мечтания о радостной судьбе, сквозь бесконечные разговоры о страхе и голоде, сквозь тяжкий труд, сквозь сексуальные аллюзии и прямую речь  о плотском наслаждении  проступает Россия и её 20-тый век.

Спектакль «Братья и сёстры» МДТ Театр Европы фото


Символом России прошлого века стали деревянные прямые высокие шесты, изображавшие одновременно лес и вечное русское строительство, которое не закончится никогда. Россия и её 20-тый век, которые вопреки показанному ужасу нельзя забывать, хотя так хочется зарыться в современный комфорт и закричать - «Нет, не было этого, слишком страшно, что бы было!». Но это было, мы это помним, не только интеллектом, не только сердцем , но и всеми прожилками, генетическая память просыпается и выкидывает яркие вспышки в кровь, которая несёт их по всему организму. 

Потому что 20-тый век из нас никуда не ушёл. Он всегда будет с нами. Он жестокий и прекрасный.
И пусть его символом станут два простых слова, воплотить в жизнь, которые сложнее всего – братья и сёстры.

Не пропустите
© 2002-2024 Все права и материалы принадлежат «КИНОАФИША» Копирование информации только с письменного разрешения редакции. 18+