Вий: шабаш под дабстеп
В конце мая текущего года театр «Приют комедианта» закрыл театральный сезон премьерой спектакля «Вий» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Режиссер Василий Сенин представил крайне противоречивую постановку с запросами на двойные, а то и тройные смыслы происходящего на сцене. Какое место «Вий» занимает в двадцать первом веке и при чем тут «Gogol Bordello», будем разбираться.
Знакомьтесь, Хома Брут (Вячеслав Коробицин), дерзкий бурсак, необремененный излишними моральными принципами, студент киевской семинарии, идущий на поводу у своих и чужих страстей, не гнушающийся подобрать то, что плохо лежит, вступить в запретную сексуальную связь и ради наживы пойти против своих принципов. Панночка (Соня Горелик, Полина Фетисова, Елена Калинина) - представлена в трех вариантах, видимо для того, чтобы показать, что у зла припасено несколько ликов, если с первого раза вдруг не зайдет, а как мы знаем от автора, до Хомы нечистая сила добирается только на третью ночь, так что такой ход вполне оправдан. Вместе с Вячеславом в спектакле играют еще два артиста – Денис Кириллов и Александр Ленин, которые, равно как и девушки-панночки, исполняют сразу несколько ролей.
Известный сюжет значительных изменений не претерпел, сместив приоритеты от банального ужастика в сторону эротического триллера, что вполне укладывается в допустимые рамки сюжета. Здесь режиссер всё же встает перед выбором: в какую сторону делать уклон, и выходит по-разному. В промежутках между жуткими ночами Хома проводит время в обществе местного населения, которое развлекает его разного рода страшными историями, основанными на рассказах Гоголя. И всё бы ничего, если бы монологи не были такими длинными, а актерская игра не была такой прямолинейной. Ночью же Панночки оголяются и разве что оргию на сцене не устраивают. Не совсем угадывается замысел режиссера – к чему столько голого тела, если это ни к чему, кроме эпатажа ради эпатажа не приводит. Можно предположить, что обнажение символизирует чистый холст, на котором можно нарисовать какой-угодно страх, но не будет додумывать лишнего за режиссера.
Декораций на сцене не много – большую часть пространства занимает многофункциональный своеобразный Кубик Рубика, который активно используют артисты для сцен, а также видео-проекции, куда пошло всё, о чем, кажется, только удалось вспомнить: и сатанинская символика, и портрет Гоголя в стиле поп-ап Энди Уорхолла, и был даже замечен почему-то знак «Ом» из индуистской философии.
Три ночи читал по Панночке Хома и три ночи ему являлось всякое: сумасшедший шабаш нечисти в костюмах из китайского карнавала, странного вида шкуры неведомых зверей, среди которых все без сомнений узнают Чубакку из «Звездных войн» - и всё это под дабстеп и «Gogol Bordello». На третью ночь нам показали ЕГО – Вий по версии Василия Сенина представляет собой трехметровое нечто, сшитое на вид из искусственных шкур, которые продают в известной всем IKEA в качестве сидушек для автомобилей, вместо век у него красный плащ с блестками, смутно напоминающий супергеройский атрибут из дешевого косплея, под которым в конце исчезают все три Панночки и многострадальный Хома, который, однако, только и рад отправиться вслед за своими страхами и полуобнаженными девушками. Хому Василия Сенина не жалко, он, скорее, напоминает не студента семинарии, которого искушает нечистая сила, а древнегреческого Сатира, который «ускакал» за девицами в другой мир.
Из положительных моментов в постановке стоит отметить хорошо переданный колорит украинской глубинки позапрошлого века, соответствующие костюмы, песни и говор – в предлагаемых обстоятельствах деревня смотрелась правдоподобно. Нужно отдать должное и музыкальному сопровождению, как бы странно и, казалось бы, неуместно, не звучали некоторые композиции, но запоминается спектакль прежде всего музыкой, а строки песни «Горiла Сосна» от группы «Воплi Вiдоплясова» актрисы повторяли со сцены столько раз, что волей-неволей западают в память на несколько дней.