Мария Зубова: "Наши актёры не просто хотят играть, но и пытаются напрямую менять этот мир"

30 августа 2019
В Северной столице уже давно укрепилась тенденция курсовых театров. Когда проучившись 4-5 лет вместе, выпустив ряд студенческих спектаклей и получив наконец дипломы артиста театра и кино, молодые актеры понимают, что их совместная история еще не закончилась, и требуют продолжения. Продолжением становится создание своего театра. Так, когда-то родился Театр Мастерская, Этюд-Театр. Так произошло и с выпускниками курса Л.В.Грачевой. Сказав "До свидания" родной Моховой, они создали свой Социально-Художественный Театр. В сентябре СХТ (сокращение от Социально-Художественного) откроет уже 4 сезон. Обо всех радостях и трудностях еще такого юного, но уже серьезного театра рассказала актриса Мария Зубова.

- Маша, расскажи про СХТ буквально парой предложений. Что это за театр? Чем он особенный?

- СХТ - это театр, где почти все учредители - актёры. То есть театр созданный не режиссёром или директором, а актёрами, которые хотят творить и быть услышанными. В этом главное отличие от других театров. К этому добавляется и социальная составляющая, потому что актёры не просто хотят играть, но и пытаются напрямую менять этот мир. А что мы умеем? Играть. Значит мы можем помочь благодаря нашим навыкам, другим людям. 

- Вы были курсом театральной академии, потом решили не расходиться и остаться вместе, но уже в качестве театра. Чья это была идея? Кто поддерживал и помогал в этом?

- Идея эта родилась у нескольких человек и начала постепенно развиваться. Сейчас весь мир стремится к тому, чтобы каждый смог заявить о себе. Уже не нужно иметь миллионы ,чтобы стать предпринимателем, теперь это может сделать каждый. Я считаю, что это закономерность современности. Не работа по найму, а создание чего-то уникального и ни на что не похожего.  На самом старте нас очень поддерживали все вокруг: друзья, РГИСИ, педагоги из академии и зрители которые нас полюбили ещё со студенчества.

Спектакль

- Были ли трудности и желание все бросить? 

- В любом проекте, а тем более творческом, бывают этапы, когда ничего не клеится и хочется всё бросить. Но пока не бросили, живём :)

- Но все же, трудности были и есть. Что самое сложное для новых театральных коллективов?

- Хорошо, давай я назову тебе ТОП-5 наших проблем.
1) Образование только в одной нише. У нас прекрасное актерское образование, но театр - это полноценная коммерческая структура, и одного творчества и желания тут недостаточно.
2) Неумение зарабатывать деньги. Мы не умеем, а  это важно.
3) Как ни парадоксально, но наша отвлечённость от реальных потребностей общества и зрителей. Зрители понимают, что социальные проекты это важно, но далеко не все и не всегда готовы идти на такие эксперименты.  
4) Отсутствие больших глобальных целей и плана их достижения.
5) Иллюзии и непонимание реальной жизни. Вроде бы и абстрактно, но так про нас.

- Ты озвучила ряд проблем, но они все не касаются творчества. Они про организацию, про продвижение, про финансы. Это значит, что в СХТ актёры решают совершенно разные проблемы, помимо создания спектаклей? Помогают с рекламой/продажами/монтажом?

- Да, это так. У нас актёры выполняют разные функции. Актёры-мужчины сами делают все монтировки, и это огромный подвиг. Иногда ребята встают в 7 утра в день спектакля, в котором они играют, и едут на погрузку декораций. У нас ведь нет своего помещения. Затаскивают все декорации, везут, потом монтируют всё на сцене, и только потом репетируют спектакль. Наши герои.  А так из обязанностей может быть все, что угодно:  свет/звук настроить, провести спектакль как помреж, встречать и рассаживать зрителей, как администратор, забрать бумажки, раздать  флаеры... Ой, много всего. Некоторые артисты занимаются продажами. Хотя здесь уже особые навыки нужны. Но я считаю, что всему можно научиться, если захотеть.

- А лично ты в СХТ кто? Просто Актриса? Идейный вдохновитель? Или все сразу? 

- Н данный момент я в СХТ являюсь директором (обстоятельства так сложились), учредителем и актрисой. В мои обязанности входит организация процессов внутри театра и пиар-команды, контроль за бюджетом, и т.д.  Сейчас мы решили, что нам нужен профессиональный управленец, чтобы я и другие такие же сумасшедшие люди, могли заниматься больше своей профессией. Могу назвать себя вдохновителем тех людей, которых я привела в театр, которые стали уже командой и благодаря которым мы до сих пор живём. Первые 2 года мы вообще никому не платили зарплат, все работали как волонтёры. В начале многие не верили, что кто-то может прийти и так бесплатно работать. А нет! Оказалось очень много энтузиастов. Все они хотят быть причастными к чему-то большому и интересному под названием СХТ. Многим людям чего-то недостаёт в жизни, и театр как-то это компенсирует. Но это уже другой вопрос.


- Для вас принципиально важна приставка «социальный» в названии? В чем она выражается?


- Мне кажется , эта приставка очень сильно про нас. Со сцены мы говорим о важном, нашими спектаклями мы хотим повлиять, донести, помочь прочувствовать. Ведь социум, это не только инвалиды, сироты —  это общество. Социальный театр — это вектор, в котором мы живём и работаем.


-  Но ведь не только в спектаклях.  Я знаю, что вы активно участвуете в социальных проектах.  Расскажи о них? 

- Сейчас СХТ принимает участие в проекте «Театральный дом» совместно с Театром-фестивалем «Балтийский дом» и Благотворительным фондом «Подари мне крылья». Мы собрали детей из разных детских домов и организовали для них такой «театральный дом», где они учатся приспосабливаться к социуму, к своему самовыражению в обществе с помощью актёрских тренингов и мастер-классов.
Есть ещё проект «Круговорот добра в природе» при поддержке Фонда президентских грантов. Наша команда социальных проектов работает вместе с бывшими зависимыми людьми и детьми из детских домов над спектаклем «Зимы не будет!» по пьесе В. Ольшанского. Почему круговорот добра? Потому что прибыль со спектакля будет перечислена детскому приюту «Жизнь» и приюту для бездомных животных «Брошенный ангел». Это развитие социальной ответственности. Мне кажется, что это очень круто. Приглашаю на премьеру 29 сентября в Театр ЦЕХъ.

Подари мне крылья Спектакль  СХТ Социально-художественный театр актриса Мария Зубова фото

- Откуда берутся темы/идеи? Одно дело найти в библиотеке пьесу и ее поставить и совсем другое найти больное место в обществе, найти людей, готовых говорить об этой боли, работать с ними и создавать честное и настоящее? 


- А откуда обычно берутся идеи? Из головы. Кому -то в команде пришла мысль, и он начинает ей заражать других. Это настоящая магия, когда одна идея приходит сразу к нескольким, это значит что проект точно состоится. Так было с проектом "Зеркало", когда одновременно мне и Ларисе Вячеславовне (художественный руководитель театра) пришла идея о социальном проекте с детьми из детских домов. Потом, в процессе работы, уже забывается кто был первым, потому что дело становится общим, и идея тоже.


- Новый сезон. Каким он будет? Что готовите?

- Новый сезон будет интересным. В нашей команде теперь новый и интересный директор, который привнесёт в наш театр много нового и современного. Четвёртый сезон это уже серьёзно! Думаю, что грядут изменения, хотя об этом тоже пока рано говорить. Приглашаю узнавать все новости из наших социальных сетей – сразу всё расскажем. Думаем открыть курсы по актёрскому мастерству при театре. Лично я жду с нетерпением! Возможно, уже в этом сезоне попробую себя в новой роли – роли режиссёра. Так что welcome как говорится!

Не пропустите
© 2002-2024 Все права и материалы принадлежат «КИНОАФИША» Копирование информации только с письменного разрешения редакции. 18+